Новокузнецк.su - Городская электронная газета

Полная версия сайта
Расписание автобусов

Новость от 05 декабря 2016

Закроются ли пивточки после запрета торговли пивом для ИП

Минфин предложил ввести запрет на торговлю пивом ИП. Приведёт ли он к закрытию многочисленных пивных?

Борьба с алкоголизмом в России последнее время сосредоточилась вокруг законодательных инициатив о запретах, касающихся алкогольного рынка. Проблема того, что и в каких количествах пьют россияне, была и остаётся актуальной. И в рейтинге тем горячих обсуждений и накладываемых ограничений на продажу одно из первых мест, пожалуй, занимает пиво.

Закон суров?

Распитие алкоголя в России регулируется законом. Регулирующий производство и оборот, а также потребление алкогольной продукции Федеральный закон №171-ФЗ был принят в 1995 году и на сегодняшний день остаётся основным документом, регламентирующим рынок алкоголя. Контроль за этим рынком с тех пор значительно ужесточился, в закон был внесён не один десяток изменений. В 2008 году была запрещена реклама алкоголя в средствах массовой информации и в Интернете (согласно поправкам 2015 года, вино и шампанское российского производства можно рекламировать в телеэфире с 23.00 до 07.00). В 2013 году под запрет попала торговля пивом в нестационарной рознице – ларьках и киосках. Тогда же были установлены временные рамки, в которые допускается продажа алкоголя и спиртосодержащей продукции, – с 08.00 до 23.00. Существует ещё немало ограничений на продажу алкоголя, касающихся запрета на торговлю возле детских, культурных и образовательных учреждений, спортивных объектов, медицинских учреждений, остановок общественного транспорта, вокзалов и так далее. Введена государственная система по контролю за производством и оборотом алкоголя, так называемая ЕГАИС. При всех этих жёстких требованиях определённые послабления, очевидно, имеются у индивидуальных предпринимателей, торгующих некрепким алкоголем – пивом.

Судите сами. На продажу пива и пивных напитков, а также «сидра, пуаре, медовухи», согласно статье 18 закона №171-ФЗ, не требуется алкогольная лицензия. Для торговли крепким алкоголем необходимо зарегистрировать компанию – ООО, если же предприниматель собрался торговать лишь пивом и названными выше некрепкими напитками типа сидра, достаточно открыть ИП. Подключаться к ЕГАИС такой продавец обязан, но передавать сведения в неё он будет в ограниченном формате – только подтверждать закупки оптовых партий у поставщиков и производителей. Ещё одно, немаловажное преимущество – в последнее время спрос на пиво значительно возрос у покупателей. Социологические опросы последнего десятилетия свидетельствуют о том, что изменилась культура и структура потребления алкоголя россиянами. Ещё в 2002 году Фонд общественного мнения отметил, что, вопреки распространённому стереотипу, согласно которому самым популярным в России алкогольным напитком является водка, россияне чаще предпочитают пиво – его пьют 40% опрошенных против 38%, выступающих «за» водку. По данным опроса, проведённого уже в 2015 году, пиво является любимым алкоголем у 50% россиян. Ежедневно потребляют пиво 10%, ежемесячно – 21%. Вино и крепкий алкоголь россияне, согласно этому же опросу, потребляют реже. Истоки такого пристрастного отношения к пиву в последние годы не совсем понятна. Однако культура потребления алкоголя, об этом говорят многие исследователи, изменилась от застолий с крепкими напитками к посиделкам с друзьями за кружкой пива.

Жильцы против

Кто-то видит причину популярности этого напитка как раз в распространении точек торговли пивом, кто-то называет шаговую доступность пивточек следствием таких процессов в обществе (и относительной простоте организации такой торговли алкоголем, добавим от себя). Однако зачастую владельцев магазинов разливного пива, находящихся именно в непосредственной близости к потребителям – на первых этажах жилых домов, действительно есть в чём упрекнуть, если не обвинить. Жалобы на нарушение санитарных норм внутри таких торговых точек, нарушение общественного порядка их посетителями, продажу пива рядом со школами и детскими садами, поликлиниками ежегодно поступают в огромном количестве. Напомним, в сентябре прошлого года в связи с наплывом обращений горожан по поводу деятельности пивных глава Новокузнецка Сергей Кузнецов инициировал активное обсуждение проблемы регулирования алкогольного рынка. Он обратился с просьбой к депутатам Горсовета выйти с законодательной инициативой на уровень области – ограничить в регионе розничную продажу разливного пива и пивных напитков в торговых точках, располагающихся на первых этажах жилых домов и в пристроенных к ним помещениях на площади менее 50 квадратных метров. Ограничения должны были коснуться 121 торгового объекта Новокузнецка – 92 магазина и 29 пивных баров, расположенных на первых этажах жилых домов. На сайте «Гражданские инициативы» был проведён соответствующий опрос, и его участники высказались за введение запрета. Предложение местными парламентариями было подготовлено, однако Совет народных депутатов Кемеровской области его не поддержал.

Между тем подобные запреты действуют и вводятся в отдельных субъектах России. В Краснодарском крае на минувшей неделе развернулось настоящее противостояние между региональной властью и бизнесменами пивного рынка. Депутаты Законодательного Собрания края рассматривают инициативу по запрету продажи разливного пива в жилых домах. Предприниматели в ответ предрекли безработицу и снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Эксперты, выступившие на стороне бизнеса, отметили, что разрушение пивного рынка повлечёт за собой невыплаты по кредитам, взятым на открытие своего дела, да и торговать в этих магазинах всё равно будут, только уже не попавшим под запрет крепким алкоголем.

ИП и ПЭТ

Буквально на прошлой неделе стало известно о планах минфина ввести запрет на розничную продажу пива, пивных напитков, сидра и медовухи индивидуальными предпринимателями. Позволить такую торговлю предполагалось только ООО. Объяснялась необходимость подобного запрета тем, что ИП не полностью декларируют, скрывают объёмы продаж – штрафы за непредоставление деклараций для ИП не так уж высок по сравнению с санкциями для юридических лиц – около 10-15 тысяч. В пояснительной записке к законопроекту, цитируемой «Коммерсантом», говорилось, что организации в этой связи заключают фиктивные договоры аренды с ИП для продажи пива. Теневой рынок растёт. По данным, приведённым тем же «Ъ», запрет предполагалось ввести уже с 1 июля 2017 года на территории страны, кроме Крыма и Севастополя (там – с 1 января 2018 года). Позже минфин опроверг подготовку такого запрета, отметив лишь необходимость усиления контроля за производством и оборотом пива.

Тем не менее, облетевшая СМИ новость успела взбудоражить участников алкогольного рынка. Отмечался и возможный удар по представителям малого бизнеса и «выживание» их из отрасли, рост цен на социально значимые товары, который пока сдерживает спрос на прибыльный алкогольный товар, и, как следствие, потерю трудоспособным населением рабочих мест по всей России. Ведь запрет на продажу пива в киосках привёл к закрытию более 50 тысяч киосков в стране. К слову, по данным одного из участников рынка, в России сегодня около 89 тысяч магазинов так называемого живого пива, и 90% из них оформлены на ИП.

Кроме того, весть о запрете торговли пивом для ИП заставила вспомнить об ещё одном ограничении, которое вступит в силу с 1 июля 2017 года. С этого дня нельзя будет продавать пиво в розницу в ПЭТ-таре (бутылках из прозрачного термопластика – полиэтилентерефталата) объёмом более 1,5 литра.

Приведут ли предложенные государственной властью меры по ограничению торговли пивом к закрытию многочисленных пивных точек? Очевидно, что перерегистрация в ООО потребует дополнительных финансовых вливаний, которые будет трудно «потянуть» мелким предпринимателям, бизнесменам из сельской местности. С переходом на другую организационно-правовую форму изменится налогообложение, отчётность (та же подача сведений в ЕГАИС будет касаться не только закупок, но и реализации продукции). Увеличение затрат предсказуемо ляжет на плечи потребителей. Ограничит ли это спрос на пенный напиток – думается, что нет. Культура вообще и культура потребления в частности, как известно, не меняется в одночасье, и тем более ни при чём в большинстве таких случаев принятие законов. Открытие магазина пива в шаговой близости от жилых домов тоже стало своего рода культурой, а точнее, показавшим эффективность способом ведения бизнеса, и менять здесь, очевидно, надо что-то кардинально.

novokuznetsk.su



Яндекс.Метрика